Типы детей с ЗПР. Систематика К.С. Лебединской

1. ЗПР конституционного происхождения. Соответствует психическому инфантилизму по классификации Власовой —Певзнер; обусловлена задержкой формирования лобных систем, с которыми связаны высшие специфические человеческие формы поведения и деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих детей находится на более ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости. Отсутствует чувство долга и ответственности. Проявляется небрежное отношение к обучению, недостаточная критичность; не сформированы школьные интересы. Дети не понимают школьной ситуации, не умеют фиксироваться на выполнении школьных заданий. Они не умеют удерживать инструкцию, им недостает контроля. Моторный инфантилизм проявляется в двигательной расторможенности, недостаточ­ной координации движений, особенно при осуществлении письма, рисования, ручного труда. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Вялость и непродуктивность проявляются только в учебной деятельности, но не в играх. Эмоционально-волевая незрелость часто сочетается с инфан­тильным типом телосложения. Происхождение этой формы в основном врожденное.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Задержка обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую очередь сердца. В данном случае в замедлении темпа психического развития значительная роль принадле­жит стойкой астении, снижающей и общий психический тонус.

3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психи­ческой сферы (вегетативных функций и эмоционального развития). В результате наблюдается аномальное, патологическое развитие личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые не представляют собой патологию, а  заключаются в дефиците знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. ЗПР психо­генного происхождения имеет три варианта:

а) аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Чаще всего обусловлено явлениями гипоопеки. Ребенок безнадзорен, у него не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется и развитие познавательной деятельности, интеллектуальныхинтересов и установок. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости и сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для школьного обучения;

б) аномальное развитие личности по типу кумира семьи обусловлено гиперопекой — ребенку непрививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Характерны малая способность к усилию, черты эгоизма и эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку;

в) аномальное развитие личности по невротическому типу. В семьях, где существуют грубость, жестокость, деспотичность, агрессия, формируется личность боязливая, недостаточно самостоятельная, нерешительная, с малой активностью и инициативностью (в этом проявляется эмоциональная незрелость). Неблагоприятные условия воспитания приводят задержке и познавательной деятельности.

4. ЗПР церебрально-органического происхожде­ния. Соответствует типу, выделенному Власовой — Певзнер. Встречается чаще других вышеописанных типов, об­ладает большой стойкостью и выраженностью наруше­ний в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Имеется негрубая органическая недоста­точность нервной системы, чаще остаточного характе­ра. Наблюдается задержка физического развития, об­щая гипотрофия. Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом — у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети слабо заинтересованы в оцен­ке, у них низкий уровень притязаний. Игровая деятель­ность характеризуется бедностью воображения и твор­чества, определенным однообразием, преобладанием двигательной расторможенности. Органический ин­фантилизм проявляется в одной из двух форм: а) неустойчивый органический инфантилизм. Характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения, импульсивность, малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, повышенная внушаемость, отсутствие стойких привязанностей;б) тормозимый органический инфантилизм. Преобладает пониженный фон настроения, нерешительность, безынициативность, боязливость. Нарушения познавательной деятельности заключаются в неустойчивости внимания, инертности психических процессов, медлительности и пониженной переключаемости, недостаточном развитии фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной сторон речи, недостаточности долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной ко­ординации, автоматизации движений и действий. Наблюдаются плохая ориентировка в «правом-левом», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных фонем. Удовлетворительно разбираются в конкретно-наглядном материале, но уровень процессов обобщения и отвлечения низкий. Отсутствует интерес к целенаправленной деятельности, дети не любят самостоятельно, без понуждения учителя работать.

Дети с ЗПР церебрально-органического генеза направляются в специальные школы, в которых лечение сочетается с педагогической коррекцией в отличие от ЗПР конституционного, соматогенного и психогенного генеза, которые могут быть компенсированы в условиях массовой школы при индивидуальном педагогическом подходе.У детей с церебрально-органической ЗПР наблюдается ряд расстройств. Во-первых, это церебрастенические явления. В отличие от астении, имеющей соматическое происхождение, церебрастения имеет церебрально-органическое происхождение. Проявляется в нарушении интеллектуальной работоспособности, утомлении памяти, внимания. Это также эмоциональные расстройства: ранимость, тормозимость, слезливость, раздражительность, возбудимость, склонность к немотивированному понижению настроения. Наблюдаются явления вегетативной дистонии: повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, жаре, нарушения сна и аппетита, функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли. Относительно спокойные с утра, к вечеру дети становятся возбудимыми и расторможенными.    Во-вторых, это неврозоподобные явления: тревожность, склонность к страхам, навязчивые движения, неврозоподобные заикание и энурез. В-третьих, наблюдается синдром психомоторной возбудимости (чаще у мальчиков) - аффективная и двигательная расторможенность, суетливость, отвлекаемость. В-четвертых, отмечаются аффективные нарушения—немотивированные колебания настроения. Они могут протекать в виде дисфории (пониженного настроения со злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессивным разрядам) либо в виде эйфории (повышенного настроения с элементами дурашливости, назойливости, бесцельной суетливости). В-пятых, наблюдается психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижения интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе. Иногда это расторможенность влечений—склонность к побегам, воровству, лживости, онанизму.  В-шестых, могут возникать эпилептиформные нарушения—судорожные припадки. И наконец, у детей с церебрально-органической формой ЗПР могут наблюдаться апатико—динамические расстройства: снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженные эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.

  Из источника: Ю.В. Саенко "Специальная психология"